Итак, имея великого Первосвященника, Который прошёл через небеса, Иисуса, Сына Божия, — будем крепко держаться нашего исповедания. Ведь наш Первосвященник — не тот, кто не может сострадать нашим немощам, но Тот, Кто, как и мы, испытал искушение во всём, но не согрешил. Поэтому мы можем смело приступать к престолу благодати, чтобы, находя милость и благодать, получать своевременную помощь. Ведь всякий первосвященник берётся из среды людей, и поставляется посредником людей в их отношениях с Богом, чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи.
Он может с терпением сочувствовать тем, кто пребывает в неведении или заблуждается, потому что и сам он в немощи со всех сторон и по этой причине должен приносить жертвы как за грехи народа, так и за свои собственные. И такую честь никто не присваивает себе сам, но призывается Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам прославил Себя, став Первосвященником, но прославил Его Тот, Кто сказал Ему: «Ты — Сын Мой, сегодня Я породил Тебя» (Пс. 2:7). Так и в другом месте Он говорит: «Ты — Священник вовек, по чину Мелхиседека*» (Быт. 4:18). (Пс. 109:4)
Подробнее: Неделя 3 Великого поста: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?
В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.
Все мы понимаем слово «религия» как ту или иную форму веры в существование Бога (или, как у язычников, – богов), веру в существование высших сил. Но мы понимаем также, что понятие «религия» означает не просто пассивную веру или совокупность неких представлений, но и определённую связь с высшими силами, то есть такие действия, которые образуют систему поклонения, обрядов, организованную систему культа. Да и само слово «религия» содержит в себе мысль об этом, так как оно и означает «соединение, связь». А всякая связь осуществляется через средства связи. В нашем земном быту это транспортные, телефонные, почтовые и прочего рода средства связи, требующие определённых знаний, умений, действий и затрат. В религиозной жизни связь с высшим міром тоже всегда осуществлялась сложной системой культовых действий, требующих знаний, умений, напряжения воли и затраты немалых сил и материальных средств.
Подробнее: Неделя 2 Великого поста: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?
Сын мой Тимофей, вот верные слова, достойные быть принятыми. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, потому что мы надеемся на Живого Бога, а Он — Спаситель всех людей, особенно верующих. Проповедуй это и этому учи.
Пусть никто не смотрит на тебя свысока из-за того, что ты молод. Ты же будь примером для всех верующих — в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте. До тех пор, пока я не приду, посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению. Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества и с возложением рук пресвитеров. Усердно занимайся всем этим, будь прилежен, и тогда все увидят твои успехи.
Вот верные слова, достойные быть принятыми.
Поелику упомянул о жизни будущей, она же была нечто невидимое, то по необходимости слово о ней назвал «верным»; потому что достойно веры, как украшенное истиною. Но оно и похвально. Ибо Подвигоположнику надлежит подвижников наделить наградами. Потом Апостол вместо примера представляет себя самого.
Подробнее: Неделя 32 по Пятидесятнице, о Закхее: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?
Послание святого Апостола Павла к Евреям, глава 11, стихи 24-26, 32 и глава 12, стих 1:
Братья! Верою Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона. Кратковременным наслаждениям греха он предпочёл страдание с народом Божиим и поругание Христа он счёл богатством бóльшим, чем сокровища Египта, ибо свой взор он устремлял на воздаяние.
И что ещё сказать? Ведь никакого времени не хватит мне рассказывать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне, о Иеффае, о Давиде, Самуиле и о тех пророках, которые верою побеждали царства, вершили правосудие, получали обещанное Богом, заграждали пасти львов, гасили мощь огня, избегали острия меча, вставали в силе из немощи, становились крепкими в бою, обращали в бегство полчища врагов.
Некоторые женщины обретали своих мёртвых сыновей воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от предложенного им избавления, чтобы встретить лучшее воскресение. Иные терпели издевательства и бичевания, иные — оковы и темницу. Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечом; они скитались в ветхих плащиках и козьих шкурах, терпели лишения, гонения и муки, — и это те, которых не был достоин мір! — блуждали по пустыням и горам, пещерам и ущельям.
И все они, имевшие столь доброе свидетельство за веру, не получили обещанного, поскольку Бог, предусмотрев нечто лучшее для нас, не пожелал, чтобы они без нас достигли совершенства. Вот почему и мы, окружённые таким великим облаком свидетелей, как участники предстоящего нам забега, давайте же сбросим с себя лишний груз и путы греха, чтобы упорно бежать, взирая на Зачинателя и Завершителя веры, на Иисуса.
Подробнее: Неделя 1 Великого поста: о чём читают в храме Апостол и Евангелие?
Сын мой Тимофей, вот верные слова, достойные быть принятыми: Христос Иисус пришёл в мир спасти грешных, из которых первый — я. Но для того я был помилован, чтобы на мне первом показал Иисус Христос всё долготерпение в пример тем, кто поверит в Него и обретёт вечную жизнь. Царю вечности, бессмертному, незримому, единственному премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Спасение во Христе — самое полное и совершенное, а потому и учение о нём есть учение самое лучшее, т.е. достойно самого твёрдого усвоения и последования ему. Оно заключается в том, что иисус Христос спасает грешников (по вере их), восприяв на Себя ответственность за их бывшую и первородную греховность. Разительный пример этого спасения явлён на Ап. Павле, который по силе греховности своей перед богом (за преследование христиан) считал себя первейшим, т.е. важнейшим грешником. И однако он призван был Христом и спасён. Так и все грешники, обращающиеся ко Христу, ища в Нём и через Него спасения, найдут оное. Посему совершенно не следует искать спасения вне Христа, ибо Он на то и пришёл, чтобы грешников спасать, как Сам сказал о сем.
Подробнее: Неделя 31-я по Пятидесятнице. О чем читают в храме Апостол и Евангелие