Итак, совершилось. Совершилось дело нашего спасения, дело нашего избавления, дела нашего соединения вновь с Богом. Вновь человеку возвращён потерянный рай. Всё это совершилось на Голгофском Кресте, на страшном Голгофском Кресте, на Котором и сейчас, подходя к Кресту, лобызая Его, мы видим умиротворённого Христа, висящего на древе.
Но надо представить, каково было это иго, какие страдания, какое бичевание, когда Тело Его приняло 39 ударов от римских легионеров по приказу Понтийского Пилата, который хотел Его отпустить, не хотел, чтобы распинали Его, думал, что иудеи, эти кровавые звери, будут удовлетворены тем, что увидят избитого, израненного почти до смерти Человека. И римские легионеры по приказу Понтийского Пилата, чтобы показать, что Он почти вкусил смерть, дали Ему 39 ударов плётками, на которых были наконечники с гвоздями, которые буквально изодрали на кусочки Его Тело.
Утреня Великой Субботы — одна из вершин литургического творчества Православного Востока. В малой статье невозможно ни описать, ни объяснить всей беспредельной глубины и красоты этой службы, в которой Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо — «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15:17). Ограничимся поэтому немногим. Попытаемся хотя бы намеками указать,что совершает Церковь этой службой, в чем зовет нас участвовать, что возвещает нам, как непреложную истину.
Великая Суббота — это день, соединяющий Великую Пятницу, т. е. тайну Креста, Страданий и смерти Спасителя с Светлым Воскресением — днем Его восстания из гроба, победы жизни над смертью. Многим непонятен смысл этого соединения, вся необходимость и духовное значение этогосреднего дня. В сознании большинства верующих «важны» — Пятница и Воскресение, Крест и Пасха. Но два эти дня остаются как бы разобщенными. Есть. день печали и есть день радости, они полагаются рядом, и радость сменяет печаль. Но по учению Церкви, выраженном в ее литургическом предании, это не так. Церковь учит нас, что Христос «смертью смерть попрал», это значит, что сама Его смерть была спасительной, что в ней и через нее совершилось торжество победы над смертью. Иными словами, что еще до Воскресения совершилось нечто» благодаря чему печаль смерти не просто заменяется радостью Воскресения, но сама печаль претворяется в радость. И вот Великая Суббота и есть день этого претворения, день, в который совершается это прорастание победы, день, когда — до Воскресения — мы созерцаем смерть самой смерти. И все это выражено, больше того, все это действенно совершается каждый год в этой удивительной утрени, в которой вспоминаемое дается нам, действует в нас, становится для нас спасающим и преображающим настоящим.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня день воспоминания Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Пророк Исаия нам говорит о Христе распятом, о Христе замученном: «Он явлен был за грехи наши, и мучен был за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и Язвою Его мы все исцелились».
Сегодня с вами мы сораспинались со Христом, если можно так сказать, когда мы всю Страстную седмицу вспоминали Его честные страдания, Его жизнь, Его последние минуты, Его погребение, Его бичевание, Его терновый венец, Его багряницу, Его распятие и страшное умирание на кресте.
Для простых людей очень важны последние слова близких им людей, они вспоминают последние слова отца или матери, или завещание своего учителя, или близкого человека, и это становится им благословением на всю их жизнь, потому что они как бы исполняют их последнее желание. Даже в миру принято исполнять последнее желание умирающего человека. Во всяком случае, когда-то это было именно так. Когда люди умирали христианской кончиной, безболезненной, непостыдной, мирной; когда мать или отец призывали своих детей и что-то им говорили напоследок: кому как жить, кому с кем помириться, кому что поделить, кому что достанется; это завещание было самым главным и определяющим на всю их жизнь.
Когда мы с вами всю Страстную седмицу вспоминали Евангелие и вспоминали последние дни и часы нашего Господа, какие последние слова, какие конкретно семь слов, семь фраз сказал Христос со креста, чтобы это каким-нибудь образом стало для нас ориентиром в нашей с вами жизни? Когда Господа распинали, первые слова, которые Он произнес, были именно такие: «Господи, прости им! Не ведают, что творят!» И именно на эти слова мы с вами и должны ориентироваться в своей жизни, когда вдруг, как нам кажется, какая-то клевета, или напраслина, или какие-то неприятности мы несем от своих родных и близких. Христос первый показал нам путь к спасению: всепрощение, распятие себя ради своих родных и близких. «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят!»
Каждый Великий четверг мы становимся участниками продолжающейся Тайной Вечери. Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, имеем возможность сесть рядом со Христом, рядом с апостолами, потому что Тайная Вечеря не закончится, пока в церкви совершаются Литургии. Тайная Вечеря продолжается.
Сегодня вы слышали Евангельское чтение о событиях и вечера, и ночи. Я же хочу сказать о смысле того, что произошло. В Великий четверг Господь установил не просто самое главное Таинство Церкви ― Господь установил Таинство самой Церкви. Таинство явления Церкви в мире, потому что мы слышали из Священного писания, что Церковь есть Тело Христово.
Что значить быть частью Тела Христова? Это значит причащаться Тела и Крови Христовых. Чтобы стать частью Церкви, чтобы стать настоящим прихожанином, нужно соединиться со Христом в Таинстве Причащения, которое установлено на Тайной Вечери. В этот день всегда в храме много причастников, потому что мы не хотим остаться «при сути» — присутствующими. Мы хотим быть самой сутью, самой Церковью, самим Телом Христовым.
Подробнее: Четвертый день Страстной седмицы. Воспоминание Тайной Вечери
В этот день вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).
Деньги – это большой соблазн для человечества. Деньги и их истинная стоимость в эпоху мирового кризиса, обнажившего все проблемы, до того маскируемые или скрываемые обществом, – вопрос, который приходится решать не только на общемировом уровне. Для современного человека эта тема стала определяющей в жизни.
Сегодня для многих имеет смысл лишь то, что имеет цену. Есть те, кто искренне верит что, «за гроші не купити тільки час» (Кузьма Скрябин). Сейчас многие готовы все продать или приобрести за деньги – и душу, и совесть.
Безусловно, материальный аспект важен в жизни человека, связанного социальными и экономическими обязательствами в обществе. От этого никуда не деться. Вопрос лишь в том, «какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8:37). К сожалению, сегодня границы дозволенного часто стерты.