Воспоминание торгующих в храме происходит во вторник Страстной седмицы неслучайно. Потому что это есть логическая цепочка продолжения того воспоминания, которое было в первый день. Те люди, которые, казалось бы, являются верующими, исполняют Заповеди Божьи, знают церковные законы и присутствуют постоянно в храме, в то же самое время оказываются в таком духовном состоянии, как и те, кто далек от этого всего. Их состояние мало чем отличается от состояния тех, кто понимается под образом усохшей смоковницы, и иногда и еще более плачевно. Потому что, находясь рядом со святыней, пребывая в Доме Божьем, они проявляют сердечную холодность, меркантильные интересы, чистый расчет, связанный с торговлей и наживой. Вплоть до того, что готовы попирать святое место ради каких-то своих выгод.
Поэтому Церковь показывает, что главная сущность и христианства, и человеческого подвига, и нашего внутреннего спасения заключается не столько во внешних проявлениях, сколько именно в том внутреннем сердечном устроении, которое человек при этом приобретает. Можно формально присутствовать в храме, формально исполнять Заповеди Божьи и многое другое, и одновременно быть мертвым сердцем. И только живость сердца, пробуждение от духовного сна как раз может принести человеку пользу для его спасения.
Подробнее: Вторник Страстной седмицы. Воспоминание изгнания торгующих из Иерусалимского храма
О том, почему в этот день Православная Церковь вспоминает за богослужением усохшую смоковницу, рассказывает глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦ епископ Макаровский Иларий.
"Святая Православная Церковь в этот день вспоминает усохшую смоковницу неслучайно.
Сама смоковница – это есть образ древа, которое щедро плодоносит. И мы знаем, что по Евангельским текстам это вызывает самые широкие ассоциации. Это древо есть человек, приносящий свой плод, то есть, добрые дела, молитву, пост — те добродетели, которые способствуют его спасению. Усохшая смоковница – есть образ противоположный. Это образ человека, который утратил способность плодоносить – не совершает молитвы, не совершает дел милосердия, не примыкает к тому благодатному источнику, который может его напоить. Вот эту лишенность благодати Святого Духа, той благодати Божьей, которая спасает человека, и являет собой смоковница, которая усохла, то есть лишилась влаги. А мы знаем, что под влагой в религиозном смысле как раз подразумевается живительные токи благодати Господней, благодати Святого Духа.
Подробнее: Первый день Страстной седмицы. Великий понедельник
Итак, «душеполезную совершивше Четыредесятницу», мы вступили в совершенно особые дни: Страстную седмицу. Описанию богослужебных текстов этих дней можнопосвятить целую книгу, а о воспеваемых в них событиях уже написано очень много,и если бы описать все подробно, то, по мнению апостола Иоанна Богослова, весь мир не уместил бы этих книг (Ин.21:25).
Тексты,которые лучше не анализировать...
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Сегодня, дорогие возлюбленные Господом, братья и сестры, вы слышали апостольское послание Апостола Павла, в котором говорится: «Всегда радуйтесь». Чему же нам радоваться в нашей повседневной многотрудной, многосложной, непонятной, болезненной, исполненной проблем жизни? Сегодняшний день, особый день преддверия Светлого Христова Воскресения, когда мы возвещаем всей Вселенной «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Что мы сейчас держим в руках? Мы держим победы знамения. Если перевести на русский язык, то знамя победы.
Сухая ветвь, которая всю зиму, казалось бы, не имела жизни, но как только засветило солнышко, как только дунуло весною, вдруг на ней появляются живые почки. Скоро весна, и опять оживление жизни. Это знамя победы. Кто-то из святых отцов сказал: «Сама природа это тоже намек, намек на воскресение мертвых». Вот и мы, в руках победы знамения несем, чтобы не забывали о том, что да, действительно, будет жизнь будущего века, мы, православные люди, каждый день утром читаем «Символ веры». Его последние строчки таковы: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Из-за этой реальности преисполняется наша жизнь смыслом, и содержанием, и упованием, и надеждой, что наша сухая ветка жизни не будет такой до бесконечности, что когда-то она расцветет, ибо Сам Господь нам так и сказал: «Придет тот день, и придет тот час, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут, и воскреснут одни, творившие добро для Воскресения жизни, а творившие зло для воскресения осуждения».
Почему грядущее воскресенье 99% православных называет Вербным и редко кто сразу вспоминает о Входе Господнем в Иерусалим? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.
Православный праздник, в сути своей, всегда есть соединение двух миров — Божественного и человеческого. В церковной проповеди мы часто их обозначаем определениями «горний» и «дольний». Да что там обозначаем! Если реально, осознанно и искренне участвуешь в богослужении, то данное соединение ощущаешь сам, лично. Праздничная же служба, где торжественность воспоминаемого события усугубляется личным ликованием и пониманием, что понятие «прошлое» для данного торжества неприменимо, подчеркивает нашу собственную вечность.
Происходит то, что когда-то произошло с пушкинским пророком после его судьбоносной встречи с шестикрылым серафимом: