Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня Святая наша матерь Церковь совершает память великого угодника Божия преподобного Иоанна Лествичника. Совершает эту память именно в воскресный день – в 4-ю неделю святого Великого поста. Только три святых поминаются в воскресенья Великого поста – это Григорий Палама, учитель молитвы, преподобный Иоанн Лествичник, учитель борьбы со страстями и стяжания добродетелей, и преподобная Мария Египетская – пример покаяния и пример следования за Христом.
В году 52 недели. Почему из сотен тысяч святых Святая Церковь приносит на нашу память Великим постом только трех этих святых? Почему церковь провозгласила, что так важно, существенно, насущно, необходимо знать память преп. Иоанна Лествичника, знать его писание и следовать его жизни? Испокон веков, с VI века, как только преподобный Иоанн совершил свой жизненный подвиг, как только написал Духом Святым, ту, можно сказать, боговдохновенную книгу восхождения от земли на Небо, а она именно так и именуется на церковно-славянском языке – «Лествица», а на русском языке – «Лестница», восхождение от земли на Небо, эта книга стала главным чтением и монахов, и священников, и мирян. именно Когда в Оптиной пустыни с 1842 года открылось книгоиздательство благодаря братьям Киреевским, Ивану и Петру, одной из первых книг была издана именно эта книга преподобного Иоанна Лествичника.
Отвечая на вопросы радио «Эра» о правильном отношении к Великому посту, епископ Иона (Черепанов) выделил главное, о чем нельзя забывать постящимся. В середине Четыредесятницы, когда первую половину пути мы уже прошли, но еще добрая половина впереди, публикуем ответы владыки.
Проверим себя: правильно ли мы постимся.
Не есть мяса — еще не значит поститься. Пост — это, в первую очередь, воздержание от греха
Сейчас о Великом посте довольно много говорят и пишут. К величайшему сожалению, постоянно приходится сталкиваться с различными домыслами, слухами, псведоблагочестивыми традициями и целым блоком народных обычаев. Согласно нашим СМИ, пост заключается в воздержании от тех или иных продуктов. Практически в любом издании есть список рецептов, как готовить постную осетринку. Причем, даются целые списки рецептов, как правильно и максимально вкусно приготовить блюда и при этом не нарушить пост. Таким образом, получается какое-то утонченное фарисейство, утонченное лицемерие: человек старается точно так же набить свой желудок максимально вкусной пищей и при этом соблюсти букву закона, чтобы в этой пище, не дай Бог, не было ни яичка, ни маслица, ни иных непостных продуктов.
На мой взгляд, это жуткая профанация самой идеи поста. Ведь пост, в первую очередь – это воздержание от греха. И Великим постом, как и во все другие, установленные Церковью, нужно воздерживаться от всего того, что отдаляет нас от Бога.
Телесный пост является только подспорьем для того, чтобы хранить пост духовный, который наиболее важен для человека, который человеку необходим.
Подробнее: Середина Великого поста. Проверим себя: правильно ли мы постимся.
Великопостное богослужение существенно отличается от богослужения всего годового круга. В нем все подчинено единой цели: это настоящая школа покаяния. И совершенно особое место в богослужебной жизни Церкви занимает литургия Преждеосвященных Даров.
Хлеб Небесный
В Православии совершение Евхаристии — это всегда полнота радости, торжество Церкви: таинство явления Христа среди Его учеников, доказательство Его Воскресения. Праздничная Божественная литургия неуместна в дни Великого поста — это время сугубого покаяния и сокрушения о грехах, поэтому Устав предписывает совершать литургию в этот период только по субботам и воскресеньям.
На вопросы о поклонении Кресту ответил архиепископ Кировоградский и Новомиргородский ИОАСАФ.
Подробнее: ВЕЛИКИЙ ПОСТ – неделя за неделей. Неделя Крестопоклонная
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Есть на белом свете маленький-маленький город, где произошло великое событие, которое перевернуло историю всего мира. Был такой маленький-маленький город, который вместил в себя невместимого всеми и всем миром Бога. Имя этому городу – Назарет. У маленького источника воды произошло это великое благовестье от Архангела Гавриила Деве Марии о том, что Она родит Спасителя мира. И вы слышали, Матерь Божья в недоумении, будучи девой, спрашивает: «Как будет это, ибо Я мужа не знаю». И архангел Гавриил отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя. И рождаемый Тобою наречется Святым». И только тогда, когда Гавриил объясняет, как это будет, это будет чудо Божье, Матерь Божья говорит, отвечая согласием: «Я раба Господня. Да будет Мне по глаголу твоему». В этот великий праздник мы вспоминаем благовещение архангела Гавриила Деве Марии и вспоминаем дивное и непостижимое человеческому уму зачатие Сына Божия от Святого Духа в простом человеческом теле, предочищенном Божественной благодатью. Сосуд чистоты была Богородица и сподобилась принять в Себя по воле Божьей невместимого всеми Бога. Она дала Ему Свое тело, а благодать Святого Духа снизошла на Нее.
Кто-то из святых сказал: «Как Адам без жены родил жену, так и Дева без мужа рождает Мужа», ибо происхождение Евы от Адама тоже был чудесным, непостижимым и невероятным образом. Все это – область веры. И церковь нам говорит: «Днесь спасения нашего главизна…» Именно с зачатия Сына Божия начинается история спасения этого мира от греха, проклятия и смерти. Иоанн Предтеча, указывая на Христа Спасителя, идущего к реке Иордан, говорит: «Се агнец Божий, вземлющий грехи мира».