Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Такие слова мы слышим с вами, братья и сестры, в Евангелии от Иоанна. Сейчас третья неделя Великого Поста, пройдена половина пути, потому что Страстная Седмица – это седьмая Седмица, это особая неделя, и сейчас, можно сказать, ровно половина нашего с вами постного подвига. Мы поднимались, как бы восходили на некую вершину, некий духовный пик, и неслучайно, что именно на этом пике, на этой вершине, в середине этого богослужебного восхождения, богослужебного подвига вдруг нам, для нашего сердечного внимания преподносится для поклонения крест Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как некое средоточие, некая сердцевина, некий фундамент, некое основание, некая цель размышлений о том, что является содержанием нашей с вами жизни.
Портал «Православие в Украине» совместно с Обществом им. М.Н.Скабаллановича открывает новый проект. Особенности богослужения, история возникновения тех или иных фрагментов службы, объяснение церковных традиций и перевод песнопений — об этом и многом другом будет говориться в своеобразном богослужебном ликбезе.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Третья неделя Великого поста
Во время Великого поста полная Литургия совершается только по субботам и воскресеньям, а в будние дни служат Литургию Преждеосвященных Даров, за которой причащение есть, а литургической молитвы за усопших – нет.
Поэтому для особого поминовения усопших выделяются субботние дни, а именно – три субботы подряд: 2-я, 3-я, и 4-я субботы Великого поста. В эти дни богослужение строится особым образом: оно в большей степени ориентировано на поминовение усопших, а утреня (которую обычно служат вечером) вообще сильно напоминает панихиду.
Поминальная суббота — отменяется
В следующую субботу, 6 апреля, должна быть вторая из этих поминальных суббот. Однако именно в этом году здесь случилось особое обстоятельство (в богослужении вообще очень часто случаются Особые Обстоятельства): 7 апреля, в воскресенье, будет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а значит в субботу – его предпразднство. Ради такого обстоятельства церковный устав отменяет заупокойное богослужение в этот день, заменив его обычным – предпраздничным. Так что в большинстве храмов в субботу будет обычная Литургия (может быть, с панихидой в конце – по горячим просьбам прихожан), а в небольших приходских храмах богослужения в пятницу вечером и субботу утром может и вовсе не быть.
Подробнее: Богослужебный ликбез. Что происходит на службе в 3-ю неделю Великого поста?
Как быть, если пост проходит, не оставляя в душе человека никакого следа? Можно ли свести воедино жизнь современного человека и церковную жизнь? На эти и другие вопросы отвечает епископ Обуховский Иона, руководитель Синодального молодежного отдела Украинской Православной Церкви, наместник Троицкого Ионинского монастыря в Киеве.
— Человек в очередной раз входит в пост и понимает, что пост проходит мимо, не оставляя следа: в очередной раз с мяса перешел на кашу, стал чаще ходить в храм. Но внутренне — никакого результата. Как сделать так, чтобы внутренне не пропустить Великий пост?
— Мне кажется, начиная поститься, и неофиты, и давно воцерковленные люди допускают схожие ошибки. Не нужно стараться во время поста стать «полностью святым» и кардинально изменить свою жизнь — это практически невозможно. Не зря же преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель — не груша, ее сразу не съешь». Так что не надо ставить перед собой глобальных задач.
Можно присмотреться к себе, увидеть ту страсть, с которой нам по силам бороться, и в течение поста потрудиться над тем, чтобы искоренять ее. Допустим, мы знаем, что привыкли сидеть по вечерам или по ночам в социальных сетях. Тогда во время поста уместным будет ввести для себя мораторий на социальные сети.
Или человек привык осуждать, и это уже перешло у него в хроническую стадию. Тогда он должен стараться максимально себя контролировать, чтобы вовремя «затормозить», чтобы осудительное слово не сорвалось с языка.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Только что мы слышали покаянные слова молитвы: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». И только что перед этим слышали самые главные слова, которые Христос произносит после Своего воскресения, мы слышим не раз в воскресных Евангелиях эти слова: «Мир вам, мир вам, мир всем». И мы слышим эти слова о мире каждую Божественную Литургию, каждую божественную службу. Значит они были самыми главными, значит они были жизненаправляющими, эти слова о такой тонкой материи как мир между братьями, мир между нами. Покойный отец Матфей Мормыль, который многие годы был регентом хора Троице-Сергиевой Лавры, однажды на день Торжества Православия, поздравляя семинаристов после Божественной Литургии, сказал: «Для многих пост закончится после этой первой недели». Многие не поняли – еще целых шесть недель. «Для многих этот пост закончится после первой недели». – «Почему, батюшка?» – спросили у него. – «Потому что начнут жить так же, как жили до поста. Многих из них хватило только на одну неделю. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей. Дай мне зрите моя прегрешения и не осуждать брата моего».
О родительских субботах знают все – и те, кто бывает в храмах еженедельно и чаще, и те, кто приходит... – ну вот, собственно, на родительские, на Рождество-Крещение-Пасху и на массовые соборования. Люди приходят помянуть своих близких, и они знают, как всё правильно сделать: надо прийти в храм, принести что-нибудь на канон, написать записки, отстоять панихиду...
В моих словах можно услышать некоторую иронию – но она не относится к самому желанию помолиться о родителях, дедушках-бабушках, а в каких-то семьях – и о слишком рано покинувших своих отцов и матерей детях. Такое желание – естественно и похвально. Но мне хотелось бы предложить несколько более объемный взгляд на эти поминовения.
Прежде всего обратим внимание на то, что суббота сама по себе (как день недели – не только родительские субботы) – посвящена молитве о упокоении преставившихся христиан. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть утреню субботы любого гласа Октоиха. Однако с субботним поминовением усопших неизменно соседствует молитва святым – в первую очередь мученикам, но также и святителям, и пророкам, и преподобным. Случайно ли такое совмещение: молитва всем святым и молитва о упокоении усопших? Думается, что нет.
Подробнее: Родительская суббота: главное — исповедь и причастие