Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Сегодня, дорогие возлюбленные Господом, братья и сестры, вы слышали апостольское послание Апостола Павла, в котором говорится: «Всегда радуйтесь». Чему же нам радоваться в нашей повседневной многотрудной, многосложной, непонятной, болезненной, исполненной проблем жизни? Сегодняшний день, особый день преддверия Светлого Христова Воскресения, когда мы возвещаем всей Вселенной «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Что мы сейчас держим в руках? Мы держим победы знамения. Если перевести на русский язык, то знамя победы.
Сухая ветвь, которая всю зиму, казалось бы, не имела жизни, но как только засветило солнышко, как только дунуло весною, вдруг на ней появляются живые почки. Скоро весна, и опять оживление жизни. Это знамя победы. Кто-то из святых отцов сказал: «Сама природа это тоже намек, намек на воскресение мертвых». Вот и мы, в руках победы знамения несем, чтобы не забывали о том, что да, действительно, будет жизнь будущего века, мы, православные люди, каждый день утром читаем «Символ веры». Его последние строчки таковы: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Из-за этой реальности преисполняется наша жизнь смыслом, и содержанием, и упованием, и надеждой, что наша сухая ветка жизни не будет такой до бесконечности, что когда-то она расцветет, ибо Сам Господь нам так и сказал: «Придет тот день, и придет тот час, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут, и воскреснут одни, творившие добро для Воскресения жизни, а творившие зло для воскресения осуждения».
Почему грядущее воскресенье 99% православных называет Вербным и редко кто сразу вспоминает о Входе Господнем в Иерусалим? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.
Православный праздник, в сути своей, всегда есть соединение двух миров — Божественного и человеческого. В церковной проповеди мы часто их обозначаем определениями «горний» и «дольний». Да что там обозначаем! Если реально, осознанно и искренне участвуешь в богослужении, то данное соединение ощущаешь сам, лично. Праздничная же служба, где торжественность воспоминаемого события усугубляется личным ликованием и пониманием, что понятие «прошлое» для данного торжества неприменимо, подчеркивает нашу собственную вечность.
Происходит то, что когда-то произошло с пушкинским пророком после его судьбоносной встречи с шестикрылым серафимом:
В воскресенье, после вечернего богослужения, в Покровском храме состоялась беседа игумена Мелхиседека об Оптинских новомучениках. Представляем вам видеозапись этой беседы
Двадцать лет пролетело со дня убийства в Оптиной пустыни, когда погибли три хороших человека и родились три святых мученика. Мне довелось быть в это время в Оптиной, видеть смерть о. Трофима и опустить три гроба в сырую весеннюю калужскую землю. Много чего прошло за эти годы, но мне кажется, что я помню в деталях каждый миг той трагедии, так она потрясла тогда всех очевидцев.
О некоторых мигах того великого дня будет мой короткий рассказ.
Я уже не жил в Оптиной и приехал в гости на Пасху. Предпасхальный вечер был тих и прекрасен: закатное красно солнышко раскрасило милым теплым цветом и в нем не было ничего тревожного. Даже странно, что закат несмотря на красноту нельзя было назвать кровавым, настолько он был нежный и приятный для глаз. Ничто не предвещало беды, хотя беда уже была рядом, рядом с каждым из нас. Убийца приготовил злодеяние и только ждал толчка своего «голоса, который не мог ослушаться». Он был в Оптиной, рядом, очень близко, он искал свою жертву. Но никто из людей не знал и не догадывался об этом.
В Пасху Христову как победители мы стоим уже во вратах вечности. Но впереди ещё путь. Если мы будем отвергаться своей воли, ища воли Божией, Воскресший Христос будет с нами. Если мы будем следовать своим желаниям, Пасха оставит нас. Святые отцы говорят, что самое большое наказание для человека, когда Бог оставляет его своей воле.
Пасха даётся нам, чтобы жизнь наша стала пасхальной. Если мы не примем свет Пасхи во все наши дни, как служение Богу и людям, наша жизнь будет безполезной. Если мы хотим, чтобы благодать Пасхи Христовой снова и снова возвращалась к нам, желание, решимость такого служения должна определять наш путь. Пасха приходит Крестом, и мы должны умереть для себя, чтобы стать живыми, чтобы другие могли жить. Христос говорит: «Не бойтесь погубить душу свою в этом служении». Кто исполняет такое служение, тот душу свою спасает для Пасхи вечной. Если мы будем хранить в нашей памяти этот завет, мы будем жизнью своей осуществлять Пасху, и всё суетное и мелочное, пустое и греховное будет исчезать как дым. Всё будет заполнять свет Воскресения.
Подробнее: ХОРОШО УМЕРЕТЬ НА ПАСХУ. 18 апреля — день убиения оптинских иноков