Как быть, если пост проходит, не оставляя в душе человека никакого следа? Можно ли свести воедино жизнь современного человека и церковную жизнь? На эти и другие вопросы отвечает епископ Обуховский Иона, руководитель Синодального молодежного отдела Украинской Православной Церкви, наместник Троицкого Ионинского монастыря в Киеве.
— Человек в очередной раз входит в пост и понимает, что пост проходит мимо, не оставляя следа: в очередной раз с мяса перешел на кашу, стал чаще ходить в храм. Но внутренне — никакого результата. Как сделать так, чтобы внутренне не пропустить Великий пост?
— Мне кажется, начиная поститься, и неофиты, и давно воцерковленные люди допускают схожие ошибки. Не нужно стараться во время поста стать «полностью святым» и кардинально изменить свою жизнь — это практически невозможно. Не зря же преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель — не груша, ее сразу не съешь». Так что не надо ставить перед собой глобальных задач.
Можно присмотреться к себе, увидеть ту страсть, с которой нам по силам бороться, и в течение поста потрудиться над тем, чтобы искоренять ее. Допустим, мы знаем, что привыкли сидеть по вечерам или по ночам в социальных сетях. Тогда во время поста уместным будет ввести для себя мораторий на социальные сети.
Или человек привык осуждать, и это уже перешло у него в хроническую стадию. Тогда он должен стараться максимально себя контролировать, чтобы вовремя «затормозить», чтобы осудительное слово не сорвалось с языка.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Только что мы слышали покаянные слова молитвы: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». И только что перед этим слышали самые главные слова, которые Христос произносит после Своего воскресения, мы слышим не раз в воскресных Евангелиях эти слова: «Мир вам, мир вам, мир всем». И мы слышим эти слова о мире каждую Божественную Литургию, каждую божественную службу. Значит они были самыми главными, значит они были жизненаправляющими, эти слова о такой тонкой материи как мир между братьями, мир между нами. Покойный отец Матфей Мормыль, который многие годы был регентом хора Троице-Сергиевой Лавры, однажды на день Торжества Православия, поздравляя семинаристов после Божественной Литургии, сказал: «Для многих пост закончится после этой первой недели». Многие не поняли – еще целых шесть недель. «Для многих этот пост закончится после первой недели». – «Почему, батюшка?» – спросили у него. – «Потому что начнут жить так же, как жили до поста. Многих из них хватило только на одну неделю. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей. Дай мне зрите моя прегрешения и не осуждать брата моего».
О родительских субботах знают все – и те, кто бывает в храмах еженедельно и чаще, и те, кто приходит... – ну вот, собственно, на родительские, на Рождество-Крещение-Пасху и на массовые соборования. Люди приходят помянуть своих близких, и они знают, как всё правильно сделать: надо прийти в храм, принести что-нибудь на канон, написать записки, отстоять панихиду...
В моих словах можно услышать некоторую иронию – но она не относится к самому желанию помолиться о родителях, дедушках-бабушках, а в каких-то семьях – и о слишком рано покинувших своих отцов и матерей детях. Такое желание – естественно и похвально. Но мне хотелось бы предложить несколько более объемный взгляд на эти поминовения.
Прежде всего обратим внимание на то, что суббота сама по себе (как день недели – не только родительские субботы) – посвящена молитве о упокоении преставившихся христиан. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть утреню субботы любого гласа Октоиха. Однако с субботним поминовением усопших неизменно соседствует молитва святым – в первую очередь мученикам, но также и святителям, и пророкам, и преподобным. Случайно ли такое совмещение: молитва всем святым и молитва о упокоении усопших? Думается, что нет.
Подробнее: Родительская суббота: главное — исповедь и причастие
Беседа настоятеля Подворья игумена Мелхиседека с молодежью «О счастье семейной жизни, или на пути к браку»
Во имя Отца и Сына, и Святого духа! Сегодняшний воскресный день во всей нашей православной церкви именуется Торжеством Православия. Сегодня воспоминается весь путь нашей святой веры, первый этап христианства, когда мученики отстаивали исповедование веры, когда апостолы и равноапостольные мужи несли слово Божье и умирали за него, когда мученики умирали за исповедание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда с одной стороны клали ладан, чтобы покадить идолов (или идоложертвенное мясо), а с другой стороны крест. Мученики выбирали крест и тем свидетельствовали, что они не боятся смерти, потому что они верят в Того, Кто выше смерти, Того, Кто победил смерть. Мученики не боялись смерти, потому что они знали, что их ждет небо.
Святые отцы всех вселенских соборов, начиная с 4-го века, защищали истинность верования святой Троицы, истинность воплощения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, когда исповедовали, что Он является истинный Богом, истинным человеком, имеет две природы, божественную и человеческую, и имеет одно лицо Господа нашего, Иисуса Христа, является Богочеловеком. Святая церковь защищала и защищает все эти века верование в бессмертие человеческой души, воздаяние после Суда, жизнь будущего века, верование в рай и ад, верование в слово Божье. Святые отцы донесли это нам во всей своей полноте неискаженно, сохранили предания, сохранили язык богослужения, сохранили эти дивные богослужения, сохранили путь святой христианской православной духовной жизни в своих бесчисленных писаниях. Как сказал один из мудрых людей: «Когда они перевели Евангелие в свою жизнь», потому что святые отцы стали преподобными, то есть они стали подобными Богу в высшей степени, то есть преподобными.