Не успело пройти одно благоприятное дело – время святого Рождественского Поста, как наступает другое, которое святые отцы называют весной для души, хотя весной земной еще не пахнет, на улице минус пятнадцать, минус двадцать. Но Святой Великий Пост святые отцы называют весной для души и обновлением для души, и сегодня впервые в Святой Церкви начала звучать особая книга, которая носит название «Постная триодь», которая начинается с недели мытаря и фарисея. И завтра мы услышим во время божественной литургии чтение о мытаре и фарисее. И это чтение, конечно, вы все знаете.
Постная триодь началась с очень знаменательных слов, которые будут являться фундаментом, направлением, лейтмотивом, к которому направляет всех нас милосердный Господь, сразу ставя нас на рельсы правильной духовной жизни.
После всего сумбура рождественских праздников, после, так называемых, постразговейных синдромов, когда сплошные праздники, праздники, праздники, а сытое брюхо к молитве глухо – как говорили святые отцы, и люди даже утренние и вечерние молитвы не читают. Вот так все вдруг закручивается, и у нас получается как пружина – сколько мы сначала сжимаем, потом столько же разжимаем. И получается так: три шага вперед и четыре назад. Все, что постом приобретаем потом в короткое время можем растрачивать по какому-то нерадению, по какому-то сумбуру, несерьезности, непостоянности. Но это время какого-то отдохновения, время какого-то молитвенного напряжения прошло, наступает другое. И Господь нам говорит сегодня, обращаясь ко всей церкви: «Не помолимся фарисейски, братья, ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны Боже, грешныя.».
Всех вас, дорогие и возлюбленные Господи братья и сестры, поздравляем с этим великим праздником, праздником исполнения обетований, праздником исполнения надежд, праздником победы веры, праздником победы жизни над смертью. Праведному Семиону было вещано духом Святым, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит исполнения пророчеств, исполнения обетований Божьих, исполнения воли Божьей, что не умрет до тех пор, пока на свои руки не примет того, кто станет спасителем миру. Человек, праведный Семион, приближаясь, казалось бы, к самому страшному, что есть у человека, не имеющему религиозного сознания, не имеющему веры, не имеющему надежды и упований. Человек больше всего в своей жизни боится именно смерти. Праведный Семион, приближаясь к порогу смерти, ибо встреча с Богом означала бы его переход в тот, казалось бы, никому не веданный мир. Что дала ему вера? Как она на него повлияла? Что произошло после этой встречи, встречи с живым Богом? Произошло то, что человек получил не только жизнь, но получил то, что больше жизни. Мы слышим в священном Писании такие слова: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком». Что больше жизни? Что является избытком жизни? Что является больше жизни? Больше жизни является милость Божья, потому что многие миллионы, миллиарды людей получили жизнь, но избытка они не получили, потому что сами не захотели этой встречи, чтобы получить избыток, чтобы получить то, что больше жизни, а больше жизни жизнь с Богом, поэтому святые мученики и преподобные не держались за эту жизнь, потому что они знали, что есть то, что больше жизни. Вера праведного Семиона дала ему всерадостные, исполненные веры, надежды, любви слова, которые церковь будет повторять каждый день до второго и славного пришествия Господня. Каждый день в церкви в конце вечерни возносится эта благодарственная, исполненная верой, любовью и надеждой песнь блаженного и праведного Семиона: «Ныне отпущающего раба твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, яко видя очи мои спасение Твое». Ты меня отпускаешь из этой жизни, которой, может быть, я тягощусь, потому что в этом какая-то неполнота, какое-то несовершенство.
Во имя Отца, и Сына, и Святого духа!
Сегодня, дорогие и возлюбленные в Господе братья и сестры, в этот воскресный день, вся полнота Православной церкви вспоминает собор новомучеников и исповедников российских, сотни тысяч духовенства и миллионы православных и просто русских людей, которые пострадали в годину этих искушений.
Одни только маленькие цифры, но которые говорят о страшных фактах: до революции в России было около ста тысяч храмов и часовен, двести пятьдесят тысяч духовенства и диаконского чина, около ста архиереев. На начало Великой Отечественной войны из ста тысяч храмов осталось сто храмов, на 1941 - год по одному храму в областных городах, и то на кладбищах. Из ста архиереев на свободе осталось четыре архиерея и соответствующее количество духовенства: где-то сто - сто пятьдесят человек на всю страну.
Еще одна безбожная пятилетка, и ни одного храма не осталось бы на русской земле. Вот к чему привела кровавая революция, которая начиналась якобы со справедливых требований: Учредительное Собрание, выборность всех сословий, некоторое социальное облегчение, уменьшение рабочего дня, социальные выплаты и прочие и прочие, как казалось бы, разумные требования. Дошло до чего? До революции, с лозунга «Грабь награбленное», «Вся власть – рабочим и крестьянам», «Землю – крестьянам, рабочим – фабрики», а закончилось национализацией и банков, и земель, и закончилось всё это рабством внутри своей собственной страны, потому что на крови счастья не построишь.
Подробнее: День памяти новомучеников и исповедников Российских