Расписание богослужений

0_79289_df8b8575_XLКаждый Великий четверг мы становимся участниками продолжающейся Тайной Вечери. Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, имеем возможность сесть рядом со Христом, рядом с апостолами, потому что Тайная Вечеря не закончится, пока в церкви совершаются Литургии. Тайная Вечеря продолжается.

Сегодня вы слышали Евангельское чтение о событиях и вечера, и ночи. Я же хочу сказать о смысле того, что произошло. В Великий четверг Господь установил не просто самое главное Таинство Церкви ― Господь установил Таинство самой Церкви. Таинство явления Церкви в мире, потому что мы слышали из Священного писания, что Церковь есть Тело Христово.

Что значить быть частью Тела Христова? Это значит причащаться Тела и Крови Христовых. Чтобы стать частью Церкви, чтобы стать настоящим прихожанином, нужно соединиться со Христом в Таинстве Причащения, которое установлено на Тайной Вечери. В этот день всегда в храме много причастников, потому что мы не хотим остаться «при сути» — присутствующими. Мы хотим быть самой сутью, самой Церковью, самим Телом Христовым.

Подробнее: Четвертый день Страстной седмицы. Воспоминание Тайной Вечери

jotto-546x600В этот день вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

Деньги – это большой соблазн для человечества. Деньги и их истинная стоимость в эпоху мирового кризиса, обнажившего все проблемы, до того маскируемые или скрываемые обществом, – вопрос, который приходится решать не только на общемировом уровне. Для современного человека эта тема стала определяющей в жизни.

Сегодня для многих имеет смысл лишь то, что имеет цену. Есть те, кто искренне верит что, «за гроші не купити тільки час» (Кузьма Скрябин). Сейчас многие готовы все продать или приобрести за деньги – и душу, и совесть.

Безусловно, материальный аспект важен в жизни человека, связанного социальными и экономическими обязательствами в обществе. От этого никуда не деться. Вопрос лишь в том, «какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8:37). К сожалению, сегодня границы дозволенного часто стерты.

Подробнее: Третий день Страстной седмицы. Великая среда.

izgnanie-torgashej-iz-xrama-580x442Воспоминание торгующих в храме происходит во вторник Страстной седмицы неслучайно. Потому что это есть логическая цепочка продолжения того воспоминания, которое было в первый день. Те люди, которые, казалось бы, являются верующими, исполняют Заповеди Божьи, знают церковные законы и присутствуют постоянно в храме, в то же самое время оказываются в таком духовном состоянии, как и те, кто далек от этого всего. Их состояние мало чем отличается от состояния тех, кто понимается под образом усохшей смоковницы, и иногда и еще более плачевно. Потому что, находясь рядом со святыней, пребывая в Доме Божьем, они проявляют сердечную холодность, меркантильные интересы, чистый расчет, связанный с торговлей и наживой. Вплоть до того, что готовы попирать святое место ради каких-то своих выгод.

Поэтому Церковь показывает, что главная сущность и христианства, и человеческого подвига, и нашего внутреннего спасения заключается не столько во внешних проявлениях, сколько именно в том внутреннем сердечном устроении, которое человек при этом приобретает. Можно формально присутствовать в храме, формально исполнять Заповеди Божьи и многое другое, и одновременно быть мертвым сердцем. И только живость сердца, пробуждение от духовного сна как раз может принести человеку пользу для его спасения.

Подробнее: Вторник Страстной седмицы. Воспоминание изгнания торгующих из Иерусалимского храма

18940rh4-580x434О том, почему в этот день Православная Церковь вспоминает за богослужением усохшую смоковницу, рассказывает глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации УПЦ епископ Макаровский Иларий.

"Святая Православная Церковь в этот день вспоминает усохшую смоковницу неслучайно.

Сама смоковница – это есть образ древа, которое щедро плодоносит. И мы знаем, что по Евангельским текстам это вызывает самые широкие ассоциации. Это древо есть человек, приносящий свой плод, то есть, добрые дела, молитву, пост — те добродетели, которые способствуют его спасению. Усохшая смоковница – есть образ противоположный. Это образ человека, который утратил способность плодоносить – не совершает молитвы, не совершает дел милосердия, не примыкает к тому благодатному источнику, который может его напоить. Вот эту лишенность благодати Святого Духа, той благодати Божьей, которая спасает человека, и являет собой смоковница, которая усохла, то есть лишилась влаги. А мы знаем, что под влагой в религиозном смысле как раз подразумевается живительные токи благодати Господней, благодати Святого Духа.

Подробнее: Первый день Страстной седмицы. Великий понедельник

f_14206619741367215403Итак, «душеполезную совершивше Четыредесятницу», мы вступили в совершенно особые дни: Страстную седмицу. Описанию богослужебных текстов этих дней можнопосвятить целую книгу, а о воспеваемых в них событиях уже написано очень много,и если бы описать все подробно, то, по мнению апостола Иоанна Богослова, весь мир не уместил бы этих книг (Ин.21:25).

Тексты,которые лучше не анализировать...

Странное дело: бывают тексты, которые лучше не анализировать, а наоборот – созерцать в полноте; как только начинаешь вычленять в тексте отдельные слова и конструкции, он разваливается на эти конструкции и теряет всякий смысл.

Радио "Вдохновение"