В Израиле есть пещера и место поклонения, где был погребен Лазарь – четверодневный мертвец. Паломники, приезжающие в Иерусалим имеют возможность видеть эту пещеру. Из преданий нашей Святой Церкви мы знаем, что после своего воскресения, он стал священником и не только священником, а епископом, и семнадцать лет нес проповедь Евангелия на острове Кипр. До сих пор в городе Ларнака есть храм Святого праведного Лазаря, есть его гробница, где покоится святая глава праведного Лазаря, к которой могут прикладываться все паломники, богомольцы. Она помещена в золотой ковчег. На этой гробнице есть надпись: «Лазарь четверодневный – друг Божий». Для нас всех эта истина бессмертия человеческой души является краеугольным камнем, тем якорем, который удерживает нас здесь этом бушующем мире, якорем надежды, якорем нашего с вами упования на то, что наша с вами жизнь – это не бессмысленное путешествие и плавание с бессмысленным концом. А у нас есть путь к тихой пристане – об этом сказали нам святые отцы: «Бог не обещал нам безбедного плавания, но каждому обещал тихую пристань».
Пост – это время великого молчания пред Богом. Настолько наша жизнь преисполнена суеты, беспечности, празднословия, несерьезности, хаоса, пустоты, смехотворства, настолько человек забывает о цели и смысле своего пребывания на земле, настолько он обрастает коростой безразличия, гордыни, надменности, эгоизма, бесчувствия к духовному, что душа просто остро нуждается в экстренном лечении.
Пост – это время великого стояния перед Богом.
Человек устроен так, что он, чаще всего, боится встречи с собой. Действительно, страшно увидеть себя настоящего, без грима, без пудры, без многочисленных масок. Но если мы не пойдём на эту таинственную встречу с собой, значит, мы не встретимся и с Богом.
Путь один, и закон один: от видения глубины своего падения, от смиренного взгляда на истрёпанную страстями свою душу, от осознания своей страшной греховности, человек восходит на высоту встречи со Христом. И тогда освящается жизнь, обретается великий смысл бытия, и становится человеку понятным: кто он и куда ему надо идти. Пост и должен помочь нам ещё и ещё раз шагнуть в глубину своего сердца, искренне попытаться изменить себя, своего внутреннего человека.
В текущем месяце состоялась трудническая поездка Православной молодежной организации «Покров» при храме св.апп.Петра и Павла в Шаровкин Успенский монастырь, находящийся в селе Ильинское Перемышльского района Калужской епархии. Это место запомнилось всем участникам мероприятия.
Прибывших поздним вечером, а вернее – ночью, ребят с радостью встретила матушка Ксения, напоив горячим чаем и устроив на ночлег. Суббота началась для всех с чтения полунощницы и утренних молитв в древнем восстанавливающемся храме Успения Пресвятой Богородицы. За завтраком были перечислены послушания, выполнить которые предстояло в ближайшие два дня. Каждый мог выбрать дело, подходящее для него: обрезать старые деревья в вековом «поповском» саду, обивать обветшалую штукатурку в храме и выметать мусор, переносить окна и другие строительные материалы для строящейся паломнической гостиницы, очищать бревна, красить лавки и т.д. Для девушек было особое послушание: обеспечить всех сытным постным обедом и ужином. Дел было много и, казалось, выполнить их за столь короткое время невозможно! Однако, с Божией помощью, удалось выполнить большую часть намеченного уже к вечеру первого дня. Этому способствовала и чудесная весенняя погода, которая создавала особый трудовой настрой. Суббота была завершена молитвой – утреней, правилом ко Причастию. На ужин собрались снова в уютном доме матушки вокруг круглого стола, который так и располагает к неспешным беседам за чашкой чая после трудового дня.
Подробнее: Поездка молодежной организации "Покров" в Свято-Успенский Шаровкин монастырь
Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста (чаще всего в среду вечером), на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.
В последний раз в этом Великом посту мы читали покаянный канон Андрея Критского, на нашу душу ложились святые слова покаяния: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Слышали и припевы: «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!»
Покаяние — вот то, чем мы можем спастись. Какие бы дела добрые мы ни совершали, хвалясь ими, мы превращаемся в фарисеев, смотрящих только на внешность, а внутри — как гробы, полные всякой мерзости. Ибо делами закона мы не оправдаемся, никто не в состоянии совершить таких дел, которые покрыли бы наши злые дела. Покаяние — вот то, что стоит выше всего. Через покаяние многие достигли спасения.
Нашему вниманию Церковь предлагает житие преподобной Марии Египетской. Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей. Покаяние требует от нас таких трудов, каких не требуют наши добрые дела.
Это только некоторым кажется, что легко каяться. Покаяние — неимоверно тяжкий труд. Покаяние не заключается в том, чтобы мы сказали: «Каюсь!» — даже призывая помощь Божию. Напрасно обольщаются те, кто думает, что, сказав на исповеди свой грех, мы не должны уже ничего больше делать. Назвать грех — это только положить доброе начало, а впереди предстоит огромный труд... Если не будет этого труда, наши слова могут так и остаться только словами.
Продолжается Великий пост. Время непростое во всех отношениях. И самое сложное – определиться, как должен пройти этот отрезок времени, чтобы душе от этого была максимальная польза.
Прежде всего, важно настроиться на длительный срок. Великий пост невозможно прожить в режиме спринтерского броска. И сейчас, в середине поста, это становится особенно ясно. Здесь ближе настрой бега на длинные дистанции. Важно взять правильный темп, иначе сейчас, в середине поста, он перестанет приносить пользу, но лишь раздражение и усталость.
Поэтому разумно сначала определиться с тем, что по силам нашей изнеженной душе, а что просто доведет ее до изнеможения. Например, для одного естественно вычитывать многочасовое правило, а кого-то это приведет в состояние, когда и одну-две молитвы невозможно заставить себя прочитать.