Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, святая матерь наша Церковь празднует память преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, знаменитого отца Православной Церкви, который, движимый Духом Святым, написал великую книгу на все времена – «Лествицу». В ней в 30 ступенях и в 30 статьях, излагается путь человеческой души к Небу. И сегодня в этот день я хотел бы обратить ваше внимание на то, чтобы каждый из вас немного задумался над одной вещью. Великим Постом у нас семь воскресных дней, и только память трех святых из тысячи, представляется нашему вниманию из года в год в дни святого Великого Поста.
Первый - это день памяти святителя Григория Паламы, житие которого мало кто знает по своему, где-то нерадению, где-то недалекости, где-то, может быть, невозможности найти его жизнеописание, хотя в житиях Дмитрия Ростовского оно есть, и все желающие могут прочитать. Но многие все равно слышали и понимают, почему память именно этого святого во вторую неделю Великого Поста дается нам в поучение. Никто так из святых, как святитель Григорий Палама, не изложил учение о внутреннем единении человека с Богом, об обожении, о делании покаянной Иисусовой молитвы, с помощью которой человек соединяется с Богом. Он был отец исихастов. Он создал учение об исихазме, т.е. безмолвии. Учение о молитвенном сопребывании с Богом и провозгласил, что оно возможно не только для иноков, не только для монахов, не только для священников, но вообще для всех боголюбцев. Что с помощью этой молитвы, с помощью соединения человеческого ума, сердца с Богом, человек пронизывается Божественными энергиями или благодатью, которая освящает человека и способна преобразить любое темное сердце, любой темный ум, потому что Сам Бог входит в жизнь того человека, который призывает имя Божие, имеет памятование о Боге. И это возможно и доступно всем. Не только тем, кто подвизается в монастырях, служит в храмах, а и тем, кто изо дня в день пашет на работе день и ночь.
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними! И если любите любящих вас – какая вам за то благодарность? ...Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего! ...Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд!..»
Любовь – это самое трудное слово! В центре всего мироздания стоит Любовь, потому, что Бог есть Любовь! В самом центре Евангельского учения находится Любовь. Любовью буквально пронизаны, пропитаны, насыщены Евангельские страницы.
В самом центре, в самом сердце, в глубине души человека должна находиться Любовь!
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий! – восклицает апостол Павел.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею – то я ничто!
Представляем вашему вниманию беседы игумена Мелхиседека на радио "Радонеж"
Духовный сложнее. Он требует постоянного присмотра за состоянием собственной души, которую всегда, каждое мгновение, смущают «хотения», соблазны и искушения.
Без помощи, только своими силами справиться непросто. Именно поэтому на полпути до конечной цели, Церковь выносит в центр своего богослужения Крест Господень. Этот символ веры и спасения не только «пища духовная», но и напоминание, что наша жизнь в основе своей имеет крест. Помните, как у апостола: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мк. 8;34)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
«Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верных утверждение, крест - Ангелов слава и демонов язва».
Такими словами, возлюбленные о Господе братья и сестры, в сегодняшний день святая наша матерь Церковь прославляет Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Нам Священное Писание говорит, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И сегодняшняя третья неделя святого Великого Поста, с которой начнется Крестопоклонная неделя, является как бы серединой Великого Поста. Для того чтобы мы не унывали, для того чтобы нас подкрепить на этом духовном поприще подвига нашей с вами веры, Господь являет Свой Крест как напоминание. Нам тяжело поститься, особенно тем, кто воспринимает пост только как телесный. Нам тяжело, может быть, увеличить свое домашнее правило, но еще тяжелее распинать свой собственный эгоизм, потому что в десятки и тысячи раз легче переменить меню на своем столе, чем свое сердце. Именно это главное, в этом сущность Великого Поста, чтобы мы понимали, что мы постимся не ради того, чтобы сбросить лишний килограмм, не для того, чтобы уменьшилась наша талия, чтобы очистить наш организм от так называемых «шлаков». А, прежде всего, для того, чтобы очистилось сердце от духовных шлаков, чтобы усох и сбросил килограммы наш эгоизм. И все это ради распятого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, который Сам сказал: «Потому все узнают, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою», и Сам с Креста просил Господа, отца Своего Небесного, умолял: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».Так Он молился за Своих распинателей.
А мы в семье мужа, жену, ребенка не можем простить, примириться, покориться, пойти на встречу, на какой-то компромисс только из-за того, что не хочется под кого-то подстраиваться, а хочется, чтобы все подстраивались под нас.