Главное – не быть мертвым. Потому, что смерть наступает гораздо раньше, чем останавливается сердце. Смерть наступает тогда, когда останавливается духовная жизнь! Смерть наступает тогда, когда уходит любовь…
Преп. Иустин сказал как-то, что «двадцатый век есть союз с диаволом». А что же тогда представляет из себя двадцать первый век? XXI век уже успел создать столько фальши, лжи, кощунства, подделок под Правду, что бедный человек, как загнанный зверь мечется и не знает – куда ему бежать… XXI век научил людей, потерявших человеческий облик, стрелять в спины детей. XXI век коварно пытается заслонить Бога от человека своими обманчивыми прелестями, технологиями, новыми идеями.
Куда движется человечество? Что оно ищет? К чему стремится?
Св. Николай Сербский горестно восклицал, размышляя о судьбах своей страны: «Жестокий бич, сплетенный из всех бед и несчастий, как из огнедышащих змей, хлестко ударил по нашей стране, чтобы мы научились ценить Бога, выше, чем человека! И человека – выше, чем золото!» Насколько же приложимы эти слова к сегодняшней России! Сколько сейчас в Отечестве нашем обманутых людей, исковерканных судеб, загубленных душ...
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Однажды митрополит Филарет, бывший лектор Троице-Сергиевой семинарии и академии, выступая на выпускном вечере перед будущими священнослужителями, в конце сказал: «Братья, братья, дышите воздухом вечности». Где же воздух вечности? Сегодняшняя икона праздника Сретенья Господня и сегодняшнее Евангелие несколько приоткрывают нам, где же этот воздух вечности. Куда в сороковой день принесли Богомладенца Христа? В храм Господний. Где встретили Христа-Спасителя Симеон Богоприимец и пророчица Анна? Не где-нибудь, а в храме Божьем. Пророчица Анна, как говорит Писание, не отходила от храма Божьего, служа Богу день и ночь. Не отходила от храма Божьего и сподобилась встретить живого Бога. Мы сегодня слышали Евангелие, когда Господь по Своем вознесении на небо благословил Своих учеников и Своих последователей. Писание нам говорит: «И они пребывали в храме Божьем, хваля и благословляя Бога». Не где-нибудь, а: «В храме Божьем». Простой храм, простой молитвенный дом, будь он из фанеры, будет он сделан или переделан из вагончика, из бетона или из камня, о храме, о любом храме Господь говорит в Евангелие: «Дом Мой – дом молитвы наречется». Любой храм Бог называет своим домом. Вот где дух вечности, вот где воздух вечности: в храме Божьем.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.
«Больше радости бывает на Небеси об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
Сегодня мы слышали эту притчу о беспредельном, бесконечном милосердии Божьим к кающемуся грешнику, о пути созревания в человеческой душе покаяния, изменения человеческой жизни, решимость к тому, чтобы изменить свою жизнь, придти к отцу, покаяться, несмотря на то, что тот ещё не спрашивает никаких оправданий, но человек готов сказать, готов просить прощения, несмотря на милосердие отца. Отец первый пал на грудь своего блудного сына, который не успел ещё сказать ни одного покаянного слова. Ни одного.
Здесь много смыслов, много моментов: и покаяние, и милосердие отца, и зависть старшего сына. И мы должны здесь посмотреть не просто в плане историческом, но всегда любые источники Священного Писания мы должны приложить к себе. Человек не может прийти к покаянию, человек не может о чём-то пожалеть, если не вспомнит свой прежний образ жизни в дому отца своего. Как этот блудный сын, который растащил имение, он пришёл в себя, говорит Писание, и вспомнил, и говорит: «В доме отца моего наёмники имеют в избытке хлеб, а я здесь жажду гладом и готов напитаться рожками, которыми питаются свиньи».
Добрый день, дорогие друзья. Церковь называют кораблем спасения, Церковь называют Ноевым ковчегом, Церковь называют школой веры и училищем благочестия. Так какие же уроки, какие же примеры благочестия и чему учат сегодня, в этот период святого Великого поста Церковь нас с вами?
Она подготавливает нас к этим великим дням, дням духовного очищения, преображения, очищения от духовных шлаков, которые мы накопили с вами в течении всего года. Быстрорастворимой благодати не бывает и единовременной таблетки, которая бы нас исцелила от всех болезней и внешних и внутренних душевных тоже не бывает, и поэтому процесс покаяния, изменения, преображения… На греческом языке покаяние звучит как «метанойя» - перемена ума – требует продолжительного и определенного долгого времени. И поэтому Церковь заранее готовит нас к Великому посту, он действительно в Церкви называется Великим, не столько за его продолжительность, сколько за его духовную значимость, и огромную великую пользу для очищения души человека. И сегодня именно об этом, о днях и неделях, которые предшествуют Великому посту, о самом Великом посте, что его наполняет и чем заканчивается Великий пост, святый праздник, светлой Пасхой, светлого Христова Воскресения, мы хотели бы поговорить с вами, дорогие наши друзья и телезрители программы «Воскресные беседы».
В воскресенье 5 февраля 2012 г. духовенство и прихожане храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе молитвенно отпраздновали 15-летнюю годовщину пребывания в этих стенах московского подворья Введенской ставропигиальной Оптиной Пустыни. В 1997 г. указом приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II подворье Оптиной Пустныни было перемещено из Троицкого храма в Останкине на Юго-Запад столицы. 6 февраля того же 1997 г. в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской здесь состоялась первая Божественная литургия, отслуженная монахами прославленной в веках обители. Ввиду совпадения в нынешнем году 6 февраля с будним днём было принято решение перенести торжества на ближайший воскресный день, дабы все желающие, как постоянные прихожане, так и гости подворья, смогли в полной мере разделить радость памятного события.
В день празднования 15-летия подворья служение Божественной литургии в Петропавловском храме Ясенева возглавил бессменный настоятель и вдохновитель всех благих начинаний, осуществляющихся братией подворья и его сотрудниками из числа наиболее активных прихожан, игумен Мелхиседек (Артюхин). По её окончании собором духовенства, совершающего пастырское окормление многочисленных прихожан и паломников подворья, был отслужен благодарственный молебен с особыми молитвословиями, воссылающими хвалу Подателю всех благ за Его неизреченную милость, неизменно являемую всем тем, кто с верой и усердием притекает к бездонному колодцу мудрости оптинских старцев здесь, на юго-западной окраине богоспасаемой столицы нашего Отечества.