Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляем с праздником воскресного дня, с днем памяти святителя Григория Палама, архиепископа Фессалоникского, днем памяти собора преподобных отцев Киево-Печерских, чьи мощи, по милости Божией привезенные из Киево-Печерской Лавры, почивают в нашем святом мощевике. И мы имеем возможность прикладываться к этой великой святыни. Причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Таинств.
Сегодняшнее Евангелие, которое мы слышали, для каждого из нас может иметь большой вдохновляющий духовный смысл. Вспомним об этих словах. Когда Христос проповедовал в Капернауме, четыре друга взяли своего больного расслабленного, можно сказать, парализованного друга, и вчетвером на носилках, а может быть на чем-то типа плащ-палатки, забрались на крышу дома. На востоке дома имеют плоскую крышу. У нас в деревне на крышу просто так не заберешься. На востоке же крыши были глинобитного характера, переложенные ветками с глиной. Там теплый климат, и поэтому другое устроение кровли.
Первый принцип — внимать себе
Прежде всего нужно увидеть в себе наличие страстей. Иначе как бороться с тем, чего не видишь в себе, не чувствуешь, о чем ничего не знаешь. Понятие «страсть» относится к области аскетики. Эта наука посвящена распознанию духовного состояния человека. Те люди, которые прошли этот путь опытно, прежде всего путь самопознания, путь видения в себе действия страстей, много трудились над овладением средствами, которые помогают христианину избавиться от действия страстей или по крайней мере, это действие ослабить, предлагают нам целый набор знаний. Они открывают как страсть появляется, с какого момента она зарождается в нашей душе. В начале всего лежит помысел — это движение нашего ума в сторону того, что ему неполезно, того что недозволенно и действует на нас отрицательно. Аскетика определяет источник всех наших недобрых, зараженных помышлений — они являются из нашего неочищенного сердца. Спасителя однажды спросили откуда в человеке зло. Он сказал, что от сердца вашего из глубины души исходят помыслы и в их основе лежат грехи и страсти — гордости, прелюбодеяния, убийства, грабительства и другие. Аскетика — опытное познание того, что нам дано в Евангелии в определении Самого Господа и Спасителя.
Увидеть в себе действие страстей может только тот кто начинает трезвиться разумом. Первый принцип — внимать тому, что осуществляется в душе, выражается в мыслях, движениях сердечных, в чувствах, а это не столь просто. Такое пристальное отношение помогает провести маленькое исследование в самом себе. Откуда, что, почему берется.
У Св. Иоанна Златоуста есть замечательные, яркие, страшные слова: «Бог обещает нам Царство – и мы пренебрегаем Его; диавол готовит нам геену – и мы чтим его...»
Господь обещает нам Вечное Царство любви, мира, добра, радости, тишины...Не сынами ночи и тьмы, а сынами света и дня – должны быть христиане, как говорит ап. Павел.
Жизнь человеческая на земле – это миг, это маленькая искра, это короткий вздох, это несколько несмелых шагов от колыбели до гроба. И задача человека в этой обжигающе короткой жизни – услышать Божественный зов в своем сердце! Очень часто случается так, что человек как бы скользит по поверхности жизни, скользит по поверхности своего сердца, по поверхности молитвы, по поверхности любви...Человек боится глубины. Глубина предполагает серьезность. Глубина звонко напоминает о смерти и Вечности. Глубина ставит своим условием подвиг и труд!
Великий Пост – это то уникальное время, когда у каждого из нас есть возможность исследовать глубину своего сердца... И Святая Церковь предлагает нам покаяние – как благодатный инструмент, с помощью которого мы можем врачевать свою душу. «Покаяние – это жизнь, – говорит Тертуллиан, – Стремись к нему, хватайся за него как потерпевший кораблекрушение человек хватается за всякую доску!»
Дорогие о Господе братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляем с этим великим праздником, который именуется Торжеством Православия. Нам Господь говорит: без веры невозможно угодить Богу. Веровать подобает Господу, что Он есть и взыскующим Его Воздаятель бывает. Как якорь нужен кораблю во время бури, так во время наших житейских испытаний каждому из нас нужна вера. И мы сегодня торжествуем этот великий праздник победы истинного православия над ересями, над заблуждениями.
И мы сегодня торжествуем и радуемся тому, что по всему миру, по всему лицу земли нет такого континента, где не было сейчас православного храма с православными иконами, священниками, Таинствами. В одной только нашей церкви русской 22 тысячи православных храмов, 713 православных монастырей. 86 семинарий и академий, 590 храмов, действующих в Москве. До 1988 года в Москве было только 49 действующих храмов и 14 монастырей, а сейчас 713; было 3 семинарии, а сейчас 89. И все это торжество православия. И не только этому мы радуемся, потому что большее торжество православия, когда мы видим, что блудники становятся целомудренными. И это торжество православия. Когда воры, приходя в храм Божий – покаявшиеся разбойники – потом отдают последнее, и это торжество православия. Когда гордый человек, готовый за любое обидное слово открутить любому голову, теперь делает земной поклон или хотя бы сквозь зубы, но цедить все-таки слово «прости», «давай помиримся» ради Бога – и это торжество православия. Когда человек жил только для себя, был эгоистом, а теперь готов хоть чуть-чуть, но кому-то и чем-то помочь, хотя бы своим родным и близким ради Бога – и это торжество православия.
За постовыми богослужениями полагается совершать множество поклонов. Я как-то постарался целиком исполнить этот устав, но через некоторое время у меня начала кружиться голова, и я заметил, что уже не слышу слов канона, а думаю лишь о том, как бы продержаться до конца службы.
А после службы среди прихожан услышал такой диалог: «Ты сколько сделал поклонов?» — «Точно не знаю, сбился со счета. А ты?» — «Где-то шестьдесят...» Расскажите, пожалуйста о смысле поклонов и насколько необходимо строго придерживаться данного устава».
Виталий, Киев
Отвечает протоиерей Александр Авдюгин:
Великий пост — это время поклонов. Если бы мы в полной мере выполняли правила Студийского устава, изначально принятого нашей Церковью, то суточный круг буднего дня святой Четыредесятницы предполагал бы ежедневно 240 земных поклонов: во время чтения часов и светильничных молитв — 60, на вечерне — 100 и на утрени — 80.