Нам надо вернуться к идее и опыту Великого Поста как духовного странствия, цель которого — перевести нас из одного духовного состояния в другое. В наше время большинство христиан не понимают этой цели Великого Поста и видят в нем только то время года, когда им приходится выполнять определенные религиозные обязательства: причаститься (что делается ими один раз в год!), подвергнуть себя временно некоторым ограничениям в пище, пока не наступят пасхальные дни и будут возмещены полным разрешением поста. Из-за того, что не только светские люди, но и многие священники восприняли такое простое и формальное понимание Великого Поста, его истинный дух почти исчез. Восстановление богослужебного и духовного значения Великого Поста— одна из наших важнейших и насущных задач, но восстановление это возможно только на основе подлинного понимания богослужебного ритма и строя великопостного богослужения.
Мы часто слышим и говорим о Великом посте как об особенном времени в жизни Церкви: время более длительной молитвы, ограничении себя во всех сферах жизни, время внимательного отношения к своему духовному состоянию.
Чтобы провести Великий пост с Господом и Его учениками, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, рекомендуем придерживаться нескольких важных правил.
1. Всегда радуйтесь!
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), — мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.
Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» — тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Когда человек собирается строить дом, он кладет основание, кладет фундамент, потому что от правильного фундамента и от правильного основания будет зависеть прочность, доброкачественность, надежность, устойчивость и красота дома. Сейчас у нас с вами великое событие: сегодня последний день перед Великим постом. Люди всегда с особым трепетом, с особенным чувством, с особенной надеждой приступают к Великому посту в надежде на то, что маленький подвиг, маленький труд души и тела принесет благие плоды в духовной жизни. Кто-то из святых отцов сказал: «Мы храним пост, а пост хранит нас». Сейчас, в самом начале, в преддверии поста надо подумать об этом фундаменте, с чего начать.
Мы все с вами слышим о прощении, мы все с вами слышим о том, что если мы принесли свой дар к алтарю, а там вспомнили, что наш брат или сестра имеют что-нибудь на нас, против нас, то мы должны по слову Евангелия оставить свой дар, пойти и примириться. Это мы слышим бесконечное количество раз в нашей с вами жизни, но здесь есть один аспект, очень важная вещь, на которую мы порой не обращаем внимания. Есть еще одни слова о прощении: «Если согрешит тебе брат твой, иди и обличи его между тобой и Им единым, чтобы покаялся», потому что простить порой оказывается для нас просто, чтобы от нас отстали, отвязались, чтобы дальше не было никакого конфликта, а болезнь этого человека, поскольку у нас нет к нему любви, нам не важна, и простое «прости» делом, словом, помышлением, а он так и остается.
Масленица... Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось – «масленица»?
И. Шмелёв «Лето Господне»
25 февраля, в субботу, в храме св. апп. Петра и Павла (подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь) состоялась молодёжно-детская литургия. На литургии присутствовали прихожане храма со своими детьми, учащиеся воскресной школы при храме, православная молодежная организация «Покров». Главная цель такой литургии - привить деткам, маленьким и постарше, любовь к православному богослужению. Для этого во время службы им доверено нести святое послушание - следить за подсвечниками, читать записки, громко (пусть пока не очень красиво, пению они смогут научиться дополнительно в детском хоре) петь «Отче наш» и «Верую», подавать прихожанам запивку после Причастия.