В строящемся храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево реализуется уникальные проект "Икона Святой земли". О смысле этого проекта, истории его создания и смысле мы поговорили с настоятелем Покровского храма игуменом Мелхиседеком.
Первую часть беседы можно посмотреть в разделе Видеоматериалы
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Рече Господь Своим ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Во время Великого Поста святая матерь наша Церковь положила совершать вечерние богослужения, которые называются Пассиями, то есть, страданиями. Чтобы, как мы слышали в сегодняшней священнической молитве в конце богослужения, «мы причащаяся страданий Твоих сподобилися и воскресения Твоего, и жизни вечной на небеси». Чтобы мы причастились страданий Христа Спасителя. Потому что за суетой, за житейскими заботами, за попечениями забываем ценой какой жизни и ценой какой смерти живет каждый из нас.
Мы спасены от смерти, от вечной погибели кровью, страданием, и распятием Господа нашего Иисуса Христа, о котором апостол Павел сказал, что Он вместо предлежащей Ему славы претерпел крест. Что Он умер вместо нас и за нас. То, что должны были понести мы, все вместе кресты и все вместе наказания, Он сложил в один крест и вместо нас претерпел эти страдания, чтобы иметь право миловать тех, кто будет прибегать к Нему с истинным покаянием и раскаянием в своих грехах, избегая страданий, избегая наказаний, избегая вечной смерти, потому что один всесовершенный человек и истинный Бог пострадал вместо нас.
Если судить каждого из нас по правде, по правде того закона, который мы знаем из Ветхого Завета, если бы нам праведно воздать за всю нашу с вами жизнь, то из стоящих этом в храме остались бы единицы, кто не был бы наказан Богом, если бы не было Христа.
Мы помним Содом и Гоморру, в которых люди не дожили до своей старости. Нам Писание так и говорит: «Грешники не преполовят дней своих». Это было в Ветхом Завете. Но после того, как Христос пострадал за нас и принял наши грехи на Себя, Он получил от Бога право миловать, не вменяя, как говорит апостол Павел людям грехов их. Если они чистосердечно в этом раскаиваются, просто милует, а должен был по правде Ветхого Завета наказывать. А Он милует.
Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляем с праздником воскресного дня, с днем памяти святителя Григория Палама, архиепископа Фессалоникского, днем памяти собора преподобных отцев Киево-Печерских, чьи мощи, по милости Божией привезенные из Киево-Печерской Лавры, почивают в нашем святом мощевике. И мы имеем возможность прикладываться к этой великой святыни. Причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Таинств.
Сегодняшнее Евангелие, которое мы слышали, для каждого из нас может иметь большой вдохновляющий духовный смысл. Вспомним об этих словах. Когда Христос проповедовал в Капернауме, четыре друга взяли своего больного расслабленного, можно сказать, парализованного друга, и вчетвером на носилках, а может быть на чем-то типа плащ-палатки, забрались на крышу дома. На востоке дома имеют плоскую крышу. У нас в деревне на крышу просто так не заберешься. На востоке же крыши были глинобитного характера, переложенные ветками с глиной. Там теплый климат, и поэтому другое устроение кровли.
Первый принцип — внимать себе
Прежде всего нужно увидеть в себе наличие страстей. Иначе как бороться с тем, чего не видишь в себе, не чувствуешь, о чем ничего не знаешь. Понятие «страсть» относится к области аскетики. Эта наука посвящена распознанию духовного состояния человека. Те люди, которые прошли этот путь опытно, прежде всего путь самопознания, путь видения в себе действия страстей, много трудились над овладением средствами, которые помогают христианину избавиться от действия страстей или по крайней мере, это действие ослабить, предлагают нам целый набор знаний. Они открывают как страсть появляется, с какого момента она зарождается в нашей душе. В начале всего лежит помысел — это движение нашего ума в сторону того, что ему неполезно, того что недозволенно и действует на нас отрицательно. Аскетика определяет источник всех наших недобрых, зараженных помышлений — они являются из нашего неочищенного сердца. Спасителя однажды спросили откуда в человеке зло. Он сказал, что от сердца вашего из глубины души исходят помыслы и в их основе лежат грехи и страсти — гордости, прелюбодеяния, убийства, грабительства и другие. Аскетика — опытное познание того, что нам дано в Евангелии в определении Самого Господа и Спасителя.
Увидеть в себе действие страстей может только тот кто начинает трезвиться разумом. Первый принцип — внимать тому, что осуществляется в душе, выражается в мыслях, движениях сердечных, в чувствах, а это не столь просто. Такое пристальное отношение помогает провести маленькое исследование в самом себе. Откуда, что, почему берется.
У Св. Иоанна Златоуста есть замечательные, яркие, страшные слова: «Бог обещает нам Царство – и мы пренебрегаем Его; диавол готовит нам геену – и мы чтим его...»
Господь обещает нам Вечное Царство любви, мира, добра, радости, тишины...Не сынами ночи и тьмы, а сынами света и дня – должны быть христиане, как говорит ап. Павел.
Жизнь человеческая на земле – это миг, это маленькая искра, это короткий вздох, это несколько несмелых шагов от колыбели до гроба. И задача человека в этой обжигающе короткой жизни – услышать Божественный зов в своем сердце! Очень часто случается так, что человек как бы скользит по поверхности жизни, скользит по поверхности своего сердца, по поверхности молитвы, по поверхности любви...Человек боится глубины. Глубина предполагает серьезность. Глубина звонко напоминает о смерти и Вечности. Глубина ставит своим условием подвиг и труд!
Великий Пост – это то уникальное время, когда у каждого из нас есть возможность исследовать глубину своего сердца... И Святая Церковь предлагает нам покаяние – как благодатный инструмент, с помощью которого мы можем врачевать свою душу. «Покаяние – это жизнь, – говорит Тертуллиан, – Стремись к нему, хватайся за него как потерпевший кораблекрушение человек хватается за всякую доску!»