Дорогие о Господе братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляем с этим великим праздником, который именуется Торжеством Православия. Нам Господь говорит: без веры невозможно угодить Богу. Веровать подобает Господу, что Он есть и взыскующим Его Воздаятель бывает. Как якорь нужен кораблю во время бури, так во время наших житейских испытаний каждому из нас нужна вера. И мы сегодня торжествуем этот великий праздник победы истинного православия над ересями, над заблуждениями.
И мы сегодня торжествуем и радуемся тому, что по всему миру, по всему лицу земли нет такого континента, где не было сейчас православного храма с православными иконами, священниками, Таинствами. В одной только нашей церкви русской 22 тысячи православных храмов, 713 православных монастырей. 86 семинарий и академий, 590 храмов, действующих в Москве. До 1988 года в Москве было только 49 действующих храмов и 14 монастырей, а сейчас 713; было 3 семинарии, а сейчас 89. И все это торжество православия. И не только этому мы радуемся, потому что большее торжество православия, когда мы видим, что блудники становятся целомудренными. И это торжество православия. Когда воры, приходя в храм Божий – покаявшиеся разбойники – потом отдают последнее, и это торжество православия. Когда гордый человек, готовый за любое обидное слово открутить любому голову, теперь делает земной поклон или хотя бы сквозь зубы, но цедить все-таки слово «прости», «давай помиримся» ради Бога – и это торжество православия. Когда человек жил только для себя, был эгоистом, а теперь готов хоть чуть-чуть, но кому-то и чем-то помочь, хотя бы своим родным и близким ради Бога – и это торжество православия.
За постовыми богослужениями полагается совершать множество поклонов. Я как-то постарался целиком исполнить этот устав, но через некоторое время у меня начала кружиться голова, и я заметил, что уже не слышу слов канона, а думаю лишь о том, как бы продержаться до конца службы.
А после службы среди прихожан услышал такой диалог: «Ты сколько сделал поклонов?» — «Точно не знаю, сбился со счета. А ты?» — «Где-то шестьдесят...» Расскажите, пожалуйста о смысле поклонов и насколько необходимо строго придерживаться данного устава».
Виталий, Киев
Отвечает протоиерей Александр Авдюгин:
Великий пост — это время поклонов. Если бы мы в полной мере выполняли правила Студийского устава, изначально принятого нашей Церковью, то суточный круг буднего дня святой Четыредесятницы предполагал бы ежедневно 240 земных поклонов: во время чтения часов и светильничных молитв — 60, на вечерне — 100 и на утрени — 80.
Нам надо вернуться к идее и опыту Великого Поста как духовного странствия, цель которого — перевести нас из одного духовного состояния в другое. В наше время большинство христиан не понимают этой цели Великого Поста и видят в нем только то время года, когда им приходится выполнять определенные религиозные обязательства: причаститься (что делается ими один раз в год!), подвергнуть себя временно некоторым ограничениям в пище, пока не наступят пасхальные дни и будут возмещены полным разрешением поста. Из-за того, что не только светские люди, но и многие священники восприняли такое простое и формальное понимание Великого Поста, его истинный дух почти исчез. Восстановление богослужебного и духовного значения Великого Поста— одна из наших важнейших и насущных задач, но восстановление это возможно только на основе подлинного понимания богослужебного ритма и строя великопостного богослужения.
Мы часто слышим и говорим о Великом посте как об особенном времени в жизни Церкви: время более длительной молитвы, ограничении себя во всех сферах жизни, время внимательного отношения к своему духовному состоянию.
Чтобы провести Великий пост с Господом и Его учениками, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, рекомендуем придерживаться нескольких важных правил.
1. Всегда радуйтесь!
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), — мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.
Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» — тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.