Говорят: «Мир катится в пропасть». Хочется подправить этот тезис. В пропасть катимся мы.
Стоит нам остановить движение в опасном направлении, как мир тоже перестанет катиться, ибо он не самодвижен. Он от человека зависит, а значит, по слову Сковороды, «мертвец сей – ни в чем не виновен».
Прадед грешил, и груз грехов своих деду передал. Дед сей груз увеличил и на плечи сына взвалил. Сын продолжил процесс распада, и не ясно – выживет ли родившийся от него человек, то есть его сын и внук его отца. Но если кто-то из них усилится остановить распад, то хорошо будет всем – и до него жившим, и после него жить имеющим. И в сторону неизвестного будущего, и в сторону туманного прошлого разойдутся исцеляющие лучи.
Поэтому говорят: «В аду грешники улыбаются, когда на земле кто-то из их родственников в монахи уходит».
Весь вопрос в том, чтобы остановиться.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Много есть памятников на нашей земле, которые воздвигнуты воинам, героям, гениям. Воздвигла их благодарственная память людей, или материнская, или отеческая любовь сердца. Но есть один памятник, который возвышается над пространством и временем, который выше пространства и времени, который пережил их, который все освящает, благословляет и созиждит. Это Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот памятник воздвигла не любовь человеческая, а ненависть людей, не принявших Любовь Божию. И эта самая Божественная Любовь спасла этих людей, за которых Он молил на Кресте: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). И привнеся закон любви в этот мир, Божественная Любовь спасла его от греха, проклятия, смерти, гниения. Потому что в Себе Самом Господь наш Иисус Христос, Божественный наш Учитель, показал, что такое Человек с большой буквы, что такое «возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всем помышлением своим» (Лк. 10:27).
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
(Евангелие от Матфея, 92 зачало, глава XXII, стихи 35-46)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня Христос дает нам или, скорее, напоминает нам о двух основных заповедях: о том, чтобы любить Бога всем нашим сердцем, всем нашим умом, всеми нашими силами, (то есть всей властью и способностью любить, какие нам даны) и ближнего своего любить, как самого себя.
Подробнее: Неделя 15-я по Пятидесятнице (о двух главнейших заповедях)
Основой почитания Марии в Церкви всегда было послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное Ею по-человечески неслыханному призыву. Православная Церковь вообще всегда подчеркивала эту связь Марии с человечеством, и, если так можно выразиться, любовалась Ею как лучшим, чистейшим, возвышеннейшим плодом человеческой истории, человеческого искания Бога, и в Нем — последнего смысла, последнего содержания самого человечества.
Если на Западе, в западном христианстве, в центре почитания Марии всегда стоял образ Ее как Девы, девство которой не нарушено было материнством, то для православного Востока такой сердцевиной любви его к Марии, созерцания Ее и — повторяю еще раз — радостного любования Ею с самого начала было и остается ее Материнство, Ее кровная связь с Иисусом Христом.