Молитвы святым
Что из святоотеческого наследия наиболее актуально для современного человека? Как поститься и молиться христианину? Как отвечать на вызовы сегодняшней жизни? На вопросы портала «Православие и мир» отвечает председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
- Как сегодня мирянину строить свою христианскую жизнь? Ведь большинство аскетических книг написано для монахов, а той традиции православного воспитания, которая была до революции, сегодня уже не существует.
- Жизнь, действительно, во многом изменилась за последнее столетие. Но не изменился человек, не поменялись смысл и цель его жизни, остались прежними и его главные внутренние проблемы. Поэтому поучения преподобных отцов и подвижников благочестия необходимы современному человеку не меньше, чем монаху прежних веков.
В жизни каждого человека случаются радости и огорчения. Бывает и так, что ни с того ни с сего наступает апатия, ничего не хочется делать, и в сердце поселяются гнетущая пустота и безразличие. Это состояние еще называют унынием, и оно знакомо многим — в той или иной степени.
Уныние очень опасно. Оно приводит к страшным последствиям: равнодушию и умиранию души. Каковы причины этого состояния и как с ним справиться — об этом размышляет настоятель Московского подворья Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни игумен Мелхиседек (Артюхин).
Есть две непререкаемые истины. Первая ― все умрем; вторая ― неизвестно, когда. Со вторым утверждениям постоянно спорят, исходя из очередных статистических данных о средней продолжительности жизни. Этих спорщиков унять можно лишь одним способом: пригласить их на кладбище. Там, на плитах и памятниках обязательно стоят две цифры, которые напрочь опровергают все статистические выкладки.
Не ведает человек число будущих лет своих, потому что не он решал, когда ему рождаться, и не ему решать, когда ему умирать.
Казалось бы, все понятно, ясно, известно и нечего повторять банальности, но здесь именно тот случай, когда за «дважды два» не следует «четыре».
Сегодня мы ублажаем Преблагословенную Царицу неба и земли, Матерь Бога Вышнего, ублажаем по случаю явления Ее образа, именуемого Казанским. Явление это произошло в XVI столетии в Казани, когда многие тамошние инославные жители, принимая святое крещение, становились православными. В поддержку тем, кто в трудные времена обрел Христа, став членом Церкви Христовой, Богоматерь явила Свою икону как дар любви и милосердия к роду христианскому.
Богата чтимыми иконами Божией Матери святая Православная Церковь. Множество таких икон свидетельствует о том, насколько же велики милости и благодеяния Божией Матери. Это свидетельство не только об историческом прошлом. Это свидетельство и о нынешнем дне—о неоскудевающей и сегодня милости Царицы Небесной, о Ее непрестанной помощи всем, кто прибегает к ней с верой и надеждой.
Подробнее: Ходатаица (Явление Казанской иконы Божией Матери)
В беседе со спецкорреспондентом портала «Православие и мир» Тамарой Амелиной протоиерей Алексий Уминский размышляет о том, как искать волю Божию, как связаны воля Божия и послушание духовнику, и том, как преодолевать трудные жизненные ситуации и искать Бога в самые скорбные жизненные моменты.
Действительно, человек часто не понимает, что он просит, когда читает молитву «Отче наш».
Вообще, молитва «Отче наш» часто почти не осознается. Мы привыкли, что есть эта молитва, а какие слова звучат и что за этими словами стоит, это как-то немножечко отделено. Если задуматься над каждым словом этой молитвы, все может стать очень серьезным.
Если говорить о словах «Да будет воля Твоя», тут у людей возникает вопрос: «Что такое воля Божия»? Мы привыкли думать, что воля Божия для человека — какая-то тайна за семью печатями. И, чтобы эту волю узнать, надо к старцам каким-то поехать, причем, к особенным, кто тебя увидит и сразу волю Божию о тебе скажет, а ты еще и спросить ничего не успеешь. Такие вот представления. Даже паломнические туры есть «За советом к старцу».